На главную страницу * От автора * Вахтенный журналъ * Классный журнал * Благодарности * Пишите *

Посвящение Виктору Викторовичу Конецкому

В литературном творчестве посвящение - вещь довольно обычная. В некотором роде Internet - тоже особый вид литературного творчества ( его иногда даже сравнивают с самиздатом). Тем не менее я пока еще не видел, чтобы Web - странички снабжали посвящениями. Правда, если Вы мне скажете, что я все-таки не первый в этом благородном порыве, то я не обижусь.

Посвящение - это если и не признание в любви, то уж точно - дань признательности и уважения. Виктор Викторович заслужил это вдвойне - как прекрасный писатель и как профессиональный моряк.

Думаю, если Вы читали В.В., то поймете меня.
В его прозе есть очень многое.
Это и образ послевоенного Ленинграда (Ленинград, если кто не знает - это старое историческое название нынешнего Санкт-Петербурга).
И переживания молодого лейтенанта - вчерашнего курсанта, а ныне юного командира корабля.
И многолетние проблемы (частично канувшие в историю) моряков загранки, с заходами в порты, обменом валюты, покупками, сувенирами, первыми замами (не к ночи будь помянуты).
И романтика тех мест, которыми из года в год ходят торговые (добавлю также: и боевые) корабли, выполняя свои повседневные задачи, и которой далеко не всегда удается насладиться, проходя подчас всего в нескольких милях от Истории (как, например, у Конецкого описан Эльсинор - замок принца Гамлета).
И, в силу специфики морской службы вообще, возможность самому в любой момент оказаться историей. Хорошо, если
живой историей, а не историей "Титаника".
И флотский юмор, который я без всякого сомнения считаю за высший образец всякого юмора.
- (На это есть объективные причины. Во-первых, находясь в море месяцами, а в прежние времена и годами, выжить можно было только находя смешные стороны в тяжелой повседневной жизни. Во-вторых, рассказывая в кубрике изо дня в день одни и те же истории, рассказчики волей-неволей оттачивали свое мастерство ,если не хотели получить по шее. В-третьих, моряки во все века выделялись самым широким кругозорим и своеобразной культурой. Можно продолжать и дальше.)

По каждому пункту я отвечаю и готов привести свои примеры из жизни, и это тоже будет в духе прозы В.В. Хотя я и не стремился к этому специально, но оказалось, что почти весь первый выпуск моего "Вахтенного журнала" замыкается вокруг В.В Конецкого.

Кроме того, произведения В.В. по своему построению удивительно созвучны идее Web. В них постоянно обнаруживаются связи между разными событиями, эпохами, местами, воспоминаниями, цитатами из классиков, лоций, документов, что и делает его прозу неповторимой. Честное слово, так и просится дикая мысль: переложить все это на возможности гипертекста.

Закончу свое посвящение тем, что впервые я познакомился с творчеством В.В. еще в детстве, как и многие, благодаря кино. Для кого-то это был "Путь к причалу", для кого-то "Полосатый рейс". (К вопросу о юморе. До сих пор у меня тайная мечта: прочитать бы сценарий "Полосатого рейса", каким его написал сам Конецкий. Уверен, это день и ночь).

И неожиданно для себя "живьем" столкнулся с Конецким в городе Владивостоке.

"Гавриил Сарычев", которому предстояло отправиться на 6 месяцев в Тихий океан (через Курильские острова, Камчатку, Алеутские острова - к Лос-Анджелесу), стоял на своей штатной стоянке - пришвартованный кормой к берегу у 37 причала. По правому борту от нас стоял огромный старый океанский буксир, кажется, "Спасатель". И вот от офицеров в кают-компании я услышал, что именно этот буксир снимался когда-то в фильме "Путь к причалу".
(Сам В.В. рассказывал, что съемки фильма происходили на месте реально пережитых им событий, и на берегу в те годы еще сохранялись останки действительно погибшего тогда корабля).
Так и получается, что даже мой короткий рассказ о
Лос-Анджелесе имеет к В.В. самое непосредственное отношение.


Виктор Конецкий

Как я первый раз командовал кораблем. (отрывок)
------------------------------------------------------------------------

" Сов. секретно."

Бывшему командиру "СС-4138" лейтенанту Конецкому В.В.
Капитан-лейтенанта Дударкина Н.Д.


Административное расследование

Настоящим доношу до Вашего сведения, что секундомер 1931 года выпуска c11522475бис4 потерял способность использоваться по назначению.

28 июля 1953 года стоявшим на вахте мною, капитан-лейтенантом Дударкиным, было совершено действие, повлекшее к непреднамеренной утрате секундомера c11522475бис4. Дата последней проверки - май 1936 года. Суточный ход секундомера - в соответствии с амплитудой килевой качки.

В 14 часов 00 минут местного времени я навел цейсовский бинокль на стоявших на причале в порту Архангельск женщин приблизительно 1930 года рождения. Одна была ничего, но, показывая в сторону нашего корабля тупым предметом, нецензурно смеялась. Возмущенный таким ее поведением и длительным воздержанием, уже будучи на боевой службе в море в течение четырех дней, я совершил резкое движение вместе с биноклем, которое и привело к выпадению из кительного кармана измерительного прибора, который упал за борт, но в двух метрах от воды остановился, так как был мною привязан к шнурку, что согласовано с приказом начальника ГО, приказ c0047 от 1947 года.

Между прочим, бинокль тоже упал за борт и утонул, но поскольку за кораблем он не числится, списанию не подлежит. Попытка же извлечь секундомер за веревочку не удалась, так как за него ухватился прыгнувший за биноклем матрос Курва Ф.Ф. и неумышленно оборвал его. Это привело к еще большему наклону моего тела, и из него (из кителя) в воду выпало:

1. Грузиков для карт - 08 штук.
2. Транспортиров - 02 штуки.
3. Звездный глобус.

Все это имущество я держал при себе, так как в сумку вахтенного офицера оно уже не влезало.

Спасая матроса Курву Ф.Ф., за борт пытался броситься боцман, старшина I статьи Чувилин В.Д. и при этом сбил проходившего мимо с пробой обеда матроса Мухуддинова. С подноса Мухуддинова за борт упало:

1. Чайный сервиз.
2. Вина тарного - 14 бутылок.
3. Столовая мелочь - 08 наименований.

Вся команда, сгрудившись на борту, создавала опасный крен, что отрицательно повлияло на запасную мотопомпу. Мотопомпа сломала бак с десятью килограммами спирта-ректификата. От спирта попавшего в ЗИП, вышли из строя:

1. Молотки разные - 25 штук.
2. Кусачки-бородавки - 0,8 штук.

Часы морские в металлическом корпусе упали на морские карты, и все это высыпалось на палубу и далее в ватервейс.

Судьба всех предметов аналогична судьбе секундомера.

Для спасения матроса Курвы Ф.Ф. за борт было выброшено несколько брезентовых рубах. Плавая на этом номенклатурном гидрографическом имуществе, ввиду отсутствия спасательного круга, матрос Курва Ф.Ф. свою фамилию полностью оправдал и все вещи утопил.

На основании изложенного прошу вышеуказанное имущество списать за государственный счет с лицевого счета нашей воинской части, а на виновных наложить различные взыскания, особенно на Курву Ф.Ф. ... "

------------------------------------------------------------------------

(Печатается по изданию: В.Конецкий. Полосатый рейс. С-Пб. Изд-во "Северо-Запад". 1994)


Хотите еще?
Without a title - ПЕТР ИВАНОВИЧ НИТОЧКИН К ВОПРОСУ О КВАЗИДУРАКАХ


 



На первую страницу



К началу страницы

Пишите


Последняя проверка: Май 28, 2001.